Фандрайзинг – 3 правила эффективной стратегии
Фандрайзинг – термин. который имеет иностранное происхождение, но давно применяется в российской речи. Многие не понимают его значения, хотя сталкиваются с фандрайзингом в повседневной жизни и нередко являются его участниками.
Институт профессиональных фандрайзеров в нашей стране только развивается. Что это такое и как стать настоящим профессионалом в этой области. вы узнаете из статьи.
Содержание
- 1 Фандрайзинг – что это
- 2 Задачи фандрайзинга
- 3 Виды фандрайзинга
- 4 Источники фандрайзинга
- 5 Технологии сбора ресурсов и методы фандрайзинга
- 6 Как разрабатывается стратегия: 3 правила
- 7 Фандрайзинг в России. Примеры платформ
Фандрайзинг – что это
Фандрайзинг – это привлечение потоков денежных средств, нематериальных ценностей, направленных на реализацию благотворительности. спонсорских программ, общественной деятельности. В их основе нет фактора финансовой заинтересованности и выгоды организаторов.
Фандрайзинг на практике проявляет себя как:
- волонтерские движения;
- информационная поддержка;
- благотворительные мероприятия;
- аукционы.
Фандрайзинг – разновидность торговой деятельности, которая имеет специфический характер. Предметом товара выступает полезное действие, помощь другим людям. Как правило, главная сложность заключается в том, чтобы заинтересовать вторую сторону – от этого зависит успех предприятия.
Читайте также, как открыть благотворительный фонд.
Задачи фандрайзинга
Пошаговый план ведения фандрайзинга включает следующие пункты:
- доносите сведения о деятельности компании до тех, кто может стать потенциальным спонсором проекта;
- научитесь грамотно определять целевые группы респондентов;
Здесь важна личная заинтересованность организатора. Только в таком случае можно создать успешный проект.
Базовые задачи фандрайзинга:
- ищите потенциальных спонсоров. Ориентируйтесь на тех, кто готов помогать на постоянной основе;
- сделайте проект максимально понятным и прозрачным. Четко опишите цели, потребности. Пусть ваша концепция будет прозрачна для инвесторов;
- собирайте пожертвования, привлекайте крупных спонсоров, ищите новых партнеров;
- постарайтесь перевести сотрудничество с тем, кто уже однажды помог, в постоянное русло;
- формируйте лояльное мнение общественности в отношении вашей организации и конкретного проекта. Выработайте доверие к сотрудникам, работайте над репутацией компании.
Виды фандрайзинга
В современном обществе нашли свое проявление два вида деятельности:
- внешний фандрайзинг – в работе задействованы сторонние консультанты или профильные компании;
- внутренний – источники финансирования, потенциальных спонсоров сотрудники организации находят самостоятельно.
С финансовой точки зрения выделяют:
- оперативный фандрайзинг – поиск средств на текущие нужды;
- проектный – сборы осуществляют под конкретную программу. В этом случае шансы на пожертвования выше.
Читайте также про аукционы и торги по банкротству.
Источники фандрайзинга
Потенциальными спонсорами выступают как физические, так и юридические лица. Реже спонсорская помощь оказывается из региональных или федеральных фондов – меценатом в данном случае выступает государство.
Основные источники фандрайзинга:
- спонсоры – заранее выдвигают требования, при выполнении которых будут оказывать финансовую поддержку. Базовые условия – рекламная кампания, продвижение бренда, товара, услуги;
- инвесторы – предприятия или частные лица. Готовы вкладывать на основе личной заинтересованности. Например, с целью получить дивиденды;
- меценаты – помогают добровольно и, как правило, постоянно. Это богатые люди, готовые пожертвовать на то, чтобы сделать жизнь других лучше – поэтому они вкладывают деньги в социальные проекты, спорт, медицину;
- доноры – в основе их помощи лежит принцип безвозмездности. Они ничего не хотят взамен пожертвований. Чаще всего это крупные компании, приоритетным направлением работы которых является благотворительность;
- организации, выделяющие гранты – предлагают целевые инвестиции в науку, образование, производство в обмен на процент с прибыли.
Технологии сбора ресурсов и методы фандрайзинга
Используйте доступные способы привлечения тех, кто готов вкладывать в благотворительность:
- массовые рассылки – отправляйте рекламные предложения тысячам адресатов. Бумажные письма – эффективный результат продвижения. Недостаток метода – на предложение обычно отвечают не более 5% респондентов. Если целевая аудитория выбирается целенаправленно, процент откликнувшихся благотворителей увеличивается до 25%;
- раздавайте печатную продукцию в местах большого скопления людей – в торговых центрах, парках, остановках общественного транспорта. Закажите листовки, рекламные проспекты, постеры. Выпустите буклеты. Шансы, что привлечение внимания таким способом – не выше 3%. Зато в числе откликнувшихся наверняка будут те, кто готов инвестировать в проект много и постоянно;
- копилки, коробки для разовых сборов – чем больше проходимость, тем больше пожертвований. Установите боксы в магазинах, метро. Недостаток метода – анонимность. Неизвестно, кто сколько пожертвовал. Это накладывает ограничения на дальнейший контакт с благотворителем;
- личное общение с прохожими – диалог со случайными людьми дает самый высокий процент откликнувшихся. Средства жертвуют практически все и сразу. Из недостатков – суммы взносов низкие. Кроме того, спонсорство носит разовый характер;
- участвуйте в общественных мероприятиях – выставках, аукционах, или сами организуйте такие мероприятия. Средства, которые выручили, используйте на благотворительные нужды. Внимание к событию привлечет присутствие популярных или медийных личностей. Недостаток – чтобы организовать мероприятие, потребуются немалые инвестиции. Преимущество метода – при грамотном подходе можно получить крупные пожертвования;
- реклама на местном телевидении, радио, газетах – ориентирована на массового слушателя. Если заказать ролик профессионалам, можно получить очень хороший отклик;
- используйте срелства связи – скачайте базу, обзванивайте людей. Объясняйте ситуацию четко и лаконично, просите помочь. Как показывает практика, те абоненты кто уже имеет опыт благотворительности, непременно откликнутся;
- используйте современные технологии – закажите смс-рассылку, запустите рекламный ролик в интернете. Не игнорируйте социальные сети и популярные каналы. Разместите конкретную информацию – контакты, реквизиты банка, обратите на себя внимание волонтеров;
- работайте с представителями бизнеса – ведите личные переговоры с предпринимателями, руководителями компаний и крупных холдингов. Мотивируйте их на взносы повышением рейтинга, лояльным отношением местных органов власти;
- обратитесь к друзьям и родственникам – у них, в свою очередь, тоже есть друзья и знакомые. Эффект сарафанного радио никто не отменял.
Как разрабатывается стратегия: 3 правила
Примером грамотной стратегии являются следующие умения:
- убедите оппонентов в важности того, чем занимаетесь. Создайте у них чувство сопричастности к тому, что происходит;
- практикуйте различные варианты мотивации к спонсорству;
- работайте над формированием долгосрочных отношений;
- придумайте свои креативные решения и подходы к потенциальному инвестору. Ваша цель – не только привлечь внимание к фандрайзинговой программе, но и принять участие в проекте.
При разработке собственной концепции применяйте три правила эффективной стратегии:
- сделайте целевое предназначение пожертвований максимально прозрачным – люди должны понимать, на что собирают деньги;
- обеспечьте простоту процедуры – устранить все бюрократические преграды на пути тех, кто готов помочь;
- регулярно отчитывайтесь, куда пошли собранные средства. Эта информация должна быть открытой – это исключит подозрения в нецелевом использовании пожертвований.
Фандрайзинг в России. Примеры платформ
Как решает свои задачи отечественный фандрайзинг? Некоммерческие организации для достижения целей пользуются стандартными методами и источниками сбора средств. В нашей стране наиболее перспективными способами привлечения денежных потоков являются:
- субсидии из федеральных и региональных фондов. Это государственные источники;
- корпоративные взносы – частные компании и организации оказывают посильную материальную помощь нуждающимся. Ее размер зависит от экономических показателей конкретного спонсора. В условиях кризиса, связанного с пандемией, есть тенденция снижения суммы, но стабильность взносов сохраняется;
- частные инвестиции – это пожертвования граждан. Способ перспективен, если у проекта нет постоянных инвесторов. В данном случае играет роль эффект массовости: нужную сумму удается собрать благодаря большому количеству откликнувшихся. Частные инвестиции – самый сложный способ привлечения денежных ресурсов.
Справка! Более 50% средств, собранных на российских платформах, привлекаются “из толпы”.
Популярные российские платформы фандрайзинга:
- “Мы – люди”;
- “Нужна помощь”
- “Всем”;
- “Добро”;
- “Такие дела”.
Чтобы стать профессионалом, используйте опыт других людей и собственные знания. Но главный фактор успеха – собственная практика. Только личный опыт, ошибки, их анализ и поиск путей устранения помогут успешно развиваться в этой области.
Читайте также обзор всех способов, как быстро получить субсидию.