Рубрики статей:
Обзорные статьи по бизнесу (206)
Заработок в Telegram (4)
Заработок на удаленной работе и фриланс (100)
Заработок на Ebay и интернет-аукционах (3)
Заработок на простых действиях в интернете (53)
Заработок на cpa, партнерских программах (81)
Заработок на сайтах и блогах (20)
Заработок на копирайтинге (58)
Заработок на интернет-магазине (16)
Обзорные статьи о заработке в интернете (29)
Заработок на рекламе в интернете (9)
Заработок на инвестировании (20)
Заработок на памм-счетах и форекс (1)
Заработок в Вконтакте (25)
Заработок на YouTube (60)
Заработок в Facebook (31)
Заработок в Instagram (37)
Правовая база и статьи по бизнесу (89)
Заработок на криптовалюте (18)
Заработок на недвижимости (5)
Заработок на авито и досках объявлений (14)
Заработок в Одноклассниках (9)
Показать еще
/ /
Роялти – виды, ставки, расчет платежа
231 25.10.2020

Роялти – виды, ставки, расчет платежа

Роялти – термин, хорошо знакомый всем, кто занимается бизнесом по франшизе. Что это за понятие, что оно означает и как начисляется – тема нашей статьи.

Содержание

  • 1 Что такое роялти в франшизе простыми словами
  • 2 Для чего нужно роялти
  • 3 Виды роялти
  • 4 Размер и ставка роялти
  • 5 Как рассчитать ставку роялти
  • 6 Проблемы, связанные с роялти

Что такое роялти в франшизе простыми словами

Роялти – это регулярный взнос, который предприниматель перечисляет собственнику прав за возможность их использования в коммерческих целях. Применительно к франшизе это сумма, которую франчайзи ежемесячно платит за право работать под брендом известной компании.

Слово имеет французское происхождение. Его использовали как обозначение государственных взносов, которые перечислили в казну за добычу природных недр.

В современной экономике понятие роялти в основном используют, когда речь идет о ежемесячных финансовых обязательствах по партнерскому договору франшизы.

Не путайте понятие роялти с паушальным платежом – это две принципиально различные величины. Паушальный взнос – стартовая стоимость франшизы. Роялти же начисляют регулярно – как правило, один раз в месяц на весь период действия соглашения, если иное не прописано в договоре франшизы.

Обратите внимание! Когда речь идет об авторских правах, оплату обычно начисляют один раз, по факту публикации произведения: книги, картины, фильма. Фиксированного графика в данном случае нет.

Роялти имеет много общего с арендной платой. Существенное отличие между ними – в том, что роялти привязан к доходу бизнесмена, а аренда – нет.

Читайте также, что такое акцепт. 

1510686335 119775 opol6f 554 - Роялти - виды, ставки, расчет платежа

Для чего нужно роялти

Любой договор франшизы включает два финансовых понятия:

  • паушальный взнос;
  • роялти.

Разберем, зачем нужен роялти. Собственник (франчайзер) вкладывает ресурсы в развитие нового бизнеса – оказывает правовое, финансовое сопровождение, предоставляет квалифицированных специалистов, обучает персонал. Такая помощь минимизирует риски банкротства на этапе запуска проекта с нуля. Логично, что за это нужно платить. Роялти как раз является денежной компенсацией за услуги франчайзера.

Что дает роялти начинающему бизнесмену? В первую очередь – возможность начать собственное дело. Во-вторых – сделать это с минимальными рисками. В третьих – за сравнительно небольшую сумму франчайзи получает готовое руководство к действию. Отчисляя роялти, он делится частью своей прибыли, которую компания-владелец франшизы заслужила по праву собственности бренда.

С юридической точки зрения роялти необходим как инструмент регулирования партнерских отношений двух сторон-участников договора франшизы.

Читайте также про инвестиционную привлекательность. 

Виды роялти

Сумма роялти прямо пропорциональна величине дохода, которую имеет сторона, купившая право. На практике этот показатель исчисляют несколькими способами. Исходя из того, по какому принципу начисляются платеж, его классифицируют на следующие виды:

  1. процентная ставка от оборота капитала (от объемов реализации) – платеж перечисляют по итогам работы предприятия, заведения. Это мотивирует франчайзера контролировать деятельность партнера;
  2. маржа – представляет фиксированный процент от дохода. Начисляется на стоимость наценки на товар или услугу. Применяется в компаниях, которые продают в оптовую и розничную сеть;
  3. твердый процент – представляет собой условно фиксированный платеж. Его сумма привязана к масштабу предприятия, объемам производства, количеству сотрудников или каналов сбыта. Нередко компания, которая продает франшизу, предлагает готовые кейсы под разные концепции бизнеса. Это позволяет выбрать оптимальный вариант и упрощает партнерское сотрудничество;
  4. комбинированный совмещает несколько роялти – в зависимости от категорий товаров или услуг.
handshake 3298455 960 720 900x675 1 - Роялти - виды, ставки, расчет платежа

Размер и ставка роялти

Средняя величина роялти варьируется в диапазоне – 4-10%. На практике обычно применяют такие ставки:

  • бытовая и электрическая техника – 4-6,5%;
  • химическая промышленность – 3-5%;
  • металлургия – 6-7%;
  • машиностроение – 7-9%;
  • фармакология – 3-5%.

Справка! Роялти может отсутствовать совсем, причем таких предложений на рынке достаточно. Как правило, в таких случаях франчайзер выступает как поставщик товара и зарабатывает за счет оборота. Партнер в рамках действия договора выкупает у него товарный ассортимент с определенной периодичностью – раз в месяц, квартал, полугодие. Сроки также прописываются в соглашении.

Как рассчитать ставку роялти

Кроме стандартных критериев расчета роялти, показатель зависит от конкретного франчайзера. Исходя из раскрученности бренда и специфики деятельности ставка может меняться. К примеру, процент в городе-миллионнике будет выше, чем в небольшом административном центре, так как получить высокую прибыль здесь проще.

Нередко на внутреннем рынке франчайзер устанавливает ставку как фиксированный платеж в рублях. Учитывайте подводные камни такой преференции – в реальности на платеж могут начислять индексацию – например, чтобы покрыть инфляцию валюты. Читайте договор внимательно – индексация может быть прописана в документе.

Материальную единицу роялти (обозначается буквой “Р”) исчисляют как процент от базы. В качестве базы используют:

  • валовую прибыль;
  • чистый доход;
  • себестоимость продукции;
  • дополнительный доход;
  • стоимость единицы товара или услуги;
  • цена за оптовую партию товара;
  • мощность предприятия.
ris. 5. raschyot rojalti - Роялти - виды, ставки, расчет платежа

Проблемы, связанные с роялти

Если говорить о потенциальных рисках  роялти, то от них не застрахованы обе стороны – участники процесса. 

Например, франчайзи не вышел на планируемый уровень продаж, на которые он рассчитывал, покупая пакет. Возможно сразу несколько причин, почему так случилось. Например, из-за личных недоработок бизнесмена:

  • игнорирование рекомендаций специалистов компании, которые сопровождали его на всех этапах работы;
  • некомпетентность сотрудников и нежелание трудиться в полную силу;
  • нехватка средств;
  • высокая конкуренция;
  • отсутствие спроса.

В несостоятельности проекта нередко виноват и сам франчайзер. Если франшиза плохая, наладить бизнес с нуля будет очень сложно. Бизнесмену приходится регулярно отчислять платеж за услуги, которые он не получил, или получил не в полном объеме. Возникает недовольство, которое порождает конфликты между партнерами. Один перестает платить, второй требует свою долю…

Как поступить франчайзи? Ответственно выбирать франшизу. Все финансовые условия закреплены договором: следовательно, суд встанет на сторону франчайзера, если тот выполнил свои обязательства. 

Как поступить компании? Устанавливать реальную сумму платежа, не завышать ставку искусственно. Грамотно составлять договор, не ограничивать возможности партнера, идти на открытый диалог. Запуская франшизу, старайтесь выстроить взаимовыгодные и доверительные отношения с партнерами.

Читайте также, что такое выручка.

Рубрики статей:
Обзорные статьи по бизнесу (203)
Заработок в Telegram (5)
Заработок на удаленной работе и фриланс (122)
Заработок на Ebay и интернет-аукционах (6)
Заработок на простых действиях в интернете (103)
Заработок на cpa, партнерских программах (116)
Заработок на сайтах и блогах (25)
Заработок на копирайтинге (70)
Заработок на интернет-магазине (17)
Обзорные статьи о заработке в интернете (57)
Заработок на рекламе в интернете (12)
Заработок на инвестировании (20)
Заработок на памм-счетах и форекс (1)
Заработок в Вконтакте (32)
Заработок на YouTube (67)
Заработок в Facebook (34)
Заработок в Instagram (41)
Правовая база и статьи по бизнесу (87)
Заработок на криптовалюте (20)
Заработок на недвижимости (6)
Заработок на авито и досках объявлений (22)
Заработок в Одноклассниках (10)
Показать еще
{{date}}
{{time}}
{{img}}
{{title}}

{{desc}}