Рубрики статей:
Обзорные статьи по бизнесу (206)
Заработок в Telegram (4)
Заработок на удаленной работе и фриланс (100)
Заработок на Ebay и интернет-аукционах (3)
Заработок на простых действиях в интернете (53)
Заработок на cpa, партнерских программах (81)
Заработок на сайтах и блогах (20)
Заработок на копирайтинге (58)
Заработок на интернет-магазине (16)
Обзорные статьи о заработке в интернете (29)
Заработок на рекламе в интернете (9)
Заработок на инвестировании (20)
Заработок на памм-счетах и форекс (1)
Заработок в Вконтакте (25)
Заработок на YouTube (60)
Заработок в Facebook (31)
Заработок в Instagram (37)
Правовая база и статьи по бизнесу (89)
Заработок на криптовалюте (18)
Заработок на недвижимости (5)
Заработок на авито и досках объявлений (14)
Заработок в Одноклассниках (9)
Показать еще
/ /
Бизнес в условиях санкций
1398 22.10.2022

Бизнес в условиях санкций

В 2022 году после февральских событий многие компании ввели санкции против РФ. Ограничения негативно сказались на многих частных предпринимателях и организациях. Большинство иностранных компаний закрыли российские офисы и отказались работать на территории страны. Но эксперты уверены, что последствия санкций – не только отрицательные: после введения ограничений у предпринимателей открылись новые горизонты, а бизнес в условиях санкций может развиваться. Но в такой ситуации новичкам придётся особенно тщательно анализировать рынок и оценивать риски.

ekonomicheskie sankcii - Бизнес в условиях санкций

Содержание

  • 1 Влияние санкций на бизнес
  • 2 Свободные ниши после ввода санкций
    • 2.1 Одежда и обувь
    • 2.2 Продукты питания
    • 2.3 Бытовая химия
    • 2.4 Детские товары
    • 2.5 Ремесленная керамика
    • 2.6 Туризм
    • 2.7 Молочная ферма
    • 2.8 Сфера IT
    • 2.9 Товары ЗОЖ
  • 3 Бизнес на ввозе товаров, попавших под санкции
  • 4 Меры государственной поддержки предпринимателей 
  • 5 Риски бизнеса в условиях санкций
  • 6 Выводы

Влияние санкций на бизнес

В 2020-2021 году многие бизнесмены пострадали от связанных с коронавирусом ограничений. И хотя некоторые предприниматели смогли избежать банкротства, часть из них не успела полностью восстановиться до введения новых санкций.

После начала СВО ситуация стала еще сложнее. Ограничения ударили в первую очередь по логистике: налаженные цепочки больше не работают из-за запретов. Компаниям приходиться искать «обходные пути» для реализации готовой продукции и доставки сырья, что приводит к удорожанию товаров.

Однако проблемы испытывают не только российские предприниматели. Значительная часть иностранных компаний покинула рынок под давлением санкций. Из торговых центров исчезли любимые магазины одежды, а многие заводы столкнулись с нехваткой запчастей, сырья и комплектующих, которые раньше закупали за рубежом. 

torgovyj centr - Бизнес в условиях санкций

Вот лишь некоторые крупные компании, которые покинули отечественный рынок:

  • IKEA;
  • Microsoft;
  • McDonald`s;
  • Adidas;
  • L’Oreal.

Нормализовать ситуацию помогают дружественные страны, которые не вводили санкций. В некоторых случаях найти аналоги  достаточно сложно, но если это удается, предприниматели просто переориентируются на нового поставщика. К тому же теперь государство стимулирует производство необходимых товаров внутри страны.

В 2022 году РФ снова взяла курс на импортозамещение. Это означает появление новых возможностей для отечественных предпринимателей. 

Свободные ниши после ввода санкций

В условиях экономического давления многие задаются вопросом, что открыть во время действия санкций. После ухода иностранных компаний сразу в нескольких нишах значительно снизился уровень конкуренции. Однако при выборе сектора эксперты рекомендуют ориентироваться не только на востребованность продукта. Для выгодной торговли они призывают также экспериментировать с ассортиментом.

Экономические проблемы побудили потребителей более ответственно подходить к выбору товаров. Многие россияне вынуждены экономить. Теперь популярностью пользуются «жесткие дискаунтеры»: магазины с низкими ценами привлекают граждан. Некоторые крупные сети уже доказали успешность подобной бизнес-стратегии.

Шансы на успех повышаются, если вести деятельность через интернет. Маркетплейсы позволяют существенно сократить затраты на развитие бизнеса. Продуманные механизмы продаж на таких площадках позволяют увеличить оборот. В результате уровень продаж на онлайн-площадках растет с каждым годом. На волне популярности онлайн-шопинга некоторые компании теперь представлены исключительно на маркетплейсе.

Ниже предоставлен список самых популярных направлений для бизнеса во время санкций.

Одежда и обувь

Потребители всегда нуждаются в подобных товарах. Хорошие вещи стоят дорого, а качество в сочетании с приемлемыми ценами продолжает привлекать аудиторию. С уходом Zara и других крупных брендах эта ниша стала более привлекательной для отечественных производителей. Онлайн продажи и реклама в интернете поможет получить максимум выгоды. Также среди молодёжи становятся популярными эко-бренды. Такие вещи должны быть экологически безопасными и практичными.

magazin odezhdy - Бизнес в условиях санкций

Продукты питания

Это товары первой необходимости. Нехватку продуктов на прилавках после ухода западных компаний компенсируют отечественные производства или те, кто готов ввозить товары ушедших брендов (Coca Cola, Nestle, Mars).

Читайте также про импортозамещение продуктов питания.

Бытовая химия

Эти средства также всегда пользуются спросом, просто во время кризиса акцент смещается на более дешевую продукцию. 

Детские товары

Это очень широкая категория товаров, включающая игрушки, одежду и обувь, гигиенические средства и многое другое. У отечественных предпринимателей появилась возможность производить качественные аналоги пропавших товаров исходя из интересов покупателей.

Ремесленная керамика

По статистике, каждому человеку в обиходе нужны две-три кружки. Такая же ситуация наблюдается с другой посудой.  Но многие отдают предпочтение не фабричным товарам из ближайшего дискаунтера, а ремесленной керамике, так что эта отрасль находится в «зеленой зоне».

keramika - Бизнес в условиях санкций

Можно рассмотреть и другие направления – цветочную керамику, декоративную и т.д.

Туризм

Начиная с 90х годов россияне стали часто ездить за рубеж, но сегодня путешественники добровольно или вынужденно все чаще выбирают «отечественные» направления. Спрос на внутренний туризм значительно вырос, хотя количество гостиниц и других объектов осталось прежним. Бизнес в сфере туризма может быть прибыльным для новичков, но здесь нужно оценить все риски (например, то, что во время пандемии туристическая отрасль и общепит пострадали больше всего).

Читайте также про сельский туризм.

Молочная ферма

До введения санкций 70-80% молочно продукции привозили из-за рубежа, но затем государство ввело курс на импортозамещение всей пищевой продукции и стимулирует фермеров расширять производство. Кроме молока, можно производить сметану, сыр, творог, масло. Эти товары всегда востребованы. 

Читайте также про фермерский бизнес. 

Сфера IT

Разработка собственного программного обеспечения может принести хороший доход – особенно теперь, когда многие крупные IT-компании ушли с рынка и лишили лицензии российских клиентов. Главное, чтобы утилиты могли работать с импортными форматами.

Читайте также про импортозамещение в IT.

Товары ЗОЖ

Во время пандемии эта сфера сильно просела, однако ЗОЖ остаётся актуальным. По данным РАНХиГС, около 15% россиян серьезно относятся к своему здоровью: это означает регулярные занятия спортом. отказ от вредных привычек и серьезный подход к питанию.

Выбирая эту нишу, следует учитывать несколько рисков:

  • снижение среднего дохода на территории РФ;
  • снижение мотивации в связи с потоком негативных новостей.

В условиях санкций и общей неопределенности многие опасаются запускать бизнес. Чтобы снизить риски, можно заручиться поддержкой успешной компании, купив франшизу. 

При выборе партнера ориентируются на следующие факторы:

  • адаптивность компании к рискам;
  • эффективные маркетинговые инструменты;
  • продуманная логистика.

Скрупулезный подход к выбору франшизы позволит значительно снизить риски банкротства.

Бизнес на ввозе товаров, попавших под санкции

Многие предприниматели отказываются от участия в программе импортозамещения и производства собственной продукции. Они выбирают другое направление, считая, что доставка санкционных товаров станет их «золотым билетом». 

Эксперты отмечают, что после ввода санкций бизнесмены часто «обходят» их через страны Азии и СНГ. Товар переправляют в дружественные регионы, а оттуда – в Россию.

Но эта схема несет в себе определенные недочеты.

  1. Финансовые проблемы. «Крюки» в дороге влияют на конечную стоимость товара. В результате многие потребители могут отказаться от покупки товара по высоким ценам – особенно если это товар не первой необходимости, или есть более дешевые аналоги.
  2. Логистические риски. Наличие промежуточных звеньев между поставщиком и получателем могут сорвать сроки сделки или привести к порче продукта.
  3. Сложности с определенными товарами. Многие компании не хотят переправлять габаритные грузы, так что эта схема работает не с каждым товаром.
  4. Скорость. Раньше получить грузы можно было в кратчайшие сроки. После введения санкций на логистику приходится выделять дополнительное время.
import tovarov - Бизнес в условиях санкций

Эти недостатки влияют на популярность схемы, но не слишком существенно. Многие бизнесмены готовы импортировать популярные товары, несмотря на риски. В целом эта схема позволяет зарабатывать на ввозе в РФ некоторых востребованных дефицитных товаров.

Меры государственной поддержки предпринимателей 

В сложившихся условиях власти предлагают отечественным компаниям и предпринимателям свои меры поддержки. Так, мораторий на проверки сильно облегчило работу малому бизнесу. До конца 2022 года плановые инспекции ИП, малого и среднего бизнеса не производятся. Исключение возможно только для некоторых мероприятий и определенных случаев – например, если в профильные ведомства поступали жалобы на риски для жизни.

Федеральный центр также регулирует вопрос выплаты налогов. Теперь правительство может вносить изменения в соответствующее законодательство более оперативно. Например, представители власти могут отменять мероприятия в рамках налогового контроля.

Другие меры поддержки бизнеса властями:

  • отсрочка уплаты за аренду для пострадавших предприятий;
  • льготы для сетей быстрого питания;
  • запрет на повышение ставок по аренде земельных участков и объектов нежилого фонда.

Стоит обратить внимание на связанные  меры поддержки в IT-сфере. Санкции привели к оттоку IT-специалистов и спаду активности в этой секторе. В качестве новой меры поддержки федеральный центр освободил компании отрасли от уплаты налогов и контроля до 2024 года. Это позволит начинающим организациям развернуться и запустить конкурентоспособные проекты.

Риски бизнеса в условиях санкций

Ограничения открывают перед бизнесменами новое окно возможностей, но в то же время сохраняются варианты «прогореть».

Среди основных рисков эксперты выделяют следующие:

  1. Ошибки с выбором ниши. Конкуренция может оказаться слишком высокой, возможна проблема с отсутствием спроса. Важно понять, за что люди готовы платить деньги.
  2. Вторичные санкции. Эти меры вводят в отношении предпринимателя, если он сотрудничает с человеком из «черного списка».
  3. Отказ контрагентов. В условиях неопределенности логистические цепочки могут разорваться. Это влечет за собой неисполнение обязательств и срывы проектов.
  4. Стоимость сырья. В рамках санкционного давления многие предприниматели заказывают материалы в Китае. Высокий спрос привел к росту цен на сырье: желающим создать свое дело придется платить больше. Рост цен актуален не для всех, но для многих отраслей.

Стоит понимать: риски бизнеса существуют в любое время, не все проекты выстреливают и выживают. Правильный выбор отрасли и направления, партнерство с проверенными контрагентами, продуманная ценовая политика позволят запустить выгодный бизнес. Поддержка государства также сулит хорошие перспективы для новых проектов.

Выводы

Несмотря на санкции, сегодня во многих отраслях есть возможности для запуска бизнеса. Отток ключевых игроков дает возможность предпринимателям занять свое место на рынке, запустить прибыльный бизнес с перспективой роста. А небольшая конкуренция позитивно сказывается на дальнейшем продвижении бизнеса. Главное – выбрать востребованное направление и трезво оценить все риски. 

Читайте также, какой бизнес открыть в РФ в этом году.

Рубрики статей:
Обзорные статьи по бизнесу (203)
Заработок в Telegram (5)
Заработок на удаленной работе и фриланс (122)
Заработок на Ebay и интернет-аукционах (6)
Заработок на простых действиях в интернете (103)
Заработок на cpa, партнерских программах (116)
Заработок на сайтах и блогах (25)
Заработок на копирайтинге (70)
Заработок на интернет-магазине (17)
Обзорные статьи о заработке в интернете (57)
Заработок на рекламе в интернете (12)
Заработок на инвестировании (20)
Заработок на памм-счетах и форекс (1)
Заработок в Вконтакте (32)
Заработок на YouTube (67)
Заработок в Facebook (34)
Заработок в Instagram (41)
Правовая база и статьи по бизнесу (87)
Заработок на криптовалюте (20)
Заработок на недвижимости (6)
Заработок на авито и досках объявлений (22)
Заработок в Одноклассниках (10)
Показать еще