Производство консервов
Производство консервов как бизнес-идея имеет свои плюсы и минусы. В статье подробнее расскажем о том, как зарегистрировать свой бизнес по производству домашних консервов, какие документы потребуется оформить, стоит ли нанимать персонал и в какую сумму обойдется оборудование.

Содержание
- 1 Особенности бизнеса, плюсы и минусы
- 2 Технология и процесс производства консервов
- 3 Пошаговый план запуска
- 3.1 Анализ рынка
- 3.2 Регистрация и оформление документов
- 3.3 Поиск помещения
- 3.4 Закупка оборудования для производства консервов
- 3.5 Найм персонала
- 3.6 Продвижение, реклама, каналы сбыта
- 4 Вложения и прибыль
- 5 Выводы
Особенности бизнеса, плюсы и минусы
Процесс производства консервов имеют свои преимущества и недостатки.
Плюсы такого производства:
- низкая стоимость сырья в сезон. Многие оптовики готовы отдать продукцию (фрукты, овощи) почти даром. Часто производители сами выращивают эти продукты на собственных участках;
- простая технология производства, освоить которую может каждый;
- недорогое оборудование. На первых порах, пока речь не идет о мини-заводе, можно обойтись тем, что есть на кухне и обычно используется для приготовления консервации на зиму для собственной семьи;
- высокий спрос на готовую продукцию;
- широкий рынок сбыта;
- разные форматы бизнеса – от домашнего производства до заводского.
Недостатки производства:
- риск роста цен на сырье, особенно в начале сезона заготовок.
- риск снижения спроса. Необходимо постоянно поддерживать качество продукции на высоком уровне, проводить рекламные кампании;
- сложности с официальным оформлением. Нужно собрать большое количество справок и лицензий, особенно если планируется производство мясных консервов.
Несмотря на все недостатки и сложности, поизводство консервов на дому считается рентабельным бизнесом, который может приносить существенный доход.
Технология и процесс производства консервов
Технология производства консервов зависит от сырья: овощные, фруктовые или мясные консервы делают по-разному. Если говорить в общем, процесс производства консервов включает следующие этапы:
- Подготовка сырья, его обработка.
- Разделение на порции и закладка в банки.
- Вакуумирование (удаление воздуха).
- Герметизация (закатка).
- Проверка герметичности банки.
- Стерилизация.
- Маркировка.

Для повышения спроса и высокой продаваемости готовой продукции необходимо разработать свою собственную уникальную рецептуру консервов. Можно использовать рецепты овощных ассорти или варенья, которые передаются в вашей семье, или найти что-то уникальное в старых поваренных книгах, кулинарных журналах или на сайтах. Не бойтесь экспериментировать и создавать что-то новое.
Уникальная рецептура и вкус консервов – залог успешной реализации продукции среди населения. “Сарафанное радио” сыграет в этом далеко не последнюю роль.
Пошаговый план запуска
Перед запуском бизнеса обязательно стоит проконсультироваться с финансовыми специалистами или самостоятельно просчитать все расходы и доходы, чтобы понять насколько рентабельным окажется данный бизнес. Не стоит начинать сразу с покупки оборудования и аренды цеха. Лучше сделать небольшую партию товара и попробовать распространить ее среди знакомых и друзей, продать соседям или предложить в социальных сетях. Сейчас много подходящих площадок для продажи, например Авито или Юла, где можно найти покупателей на домашние соленья и варенья. Еще один хороший вариант для продажи небольших партий – группы в социальных сетях.
Если у вас уже есть покупатели и уверенность в рентабельности бизнеса, то можно начинать с реализации небольших партий. Постепенно расширяясь, можно взять в аренду производственный цех и установить в нем необходимое оборудование.
Кроме поиска рынка сбыта, на начальном этапе хорошим решением будет заключение договоров с поставщиками сырья. Например, можно заключить договора с фермерами, выращивающими овощи и фрукты на собственных полях, а если в приоритете производство тушенки – то с фермерами-животноводами на поставку качественного мяса.
Анализ рынка
Обязательно следует проанализировать и рынок готовой продукции, учитывая цены и качество продукции конкурентов. Это также позволит вам лучше ориентироваться в ценовом сегменте и поиске рынка сбыта.
Если можете предложить более низкую цену на свою продукцию, чем у конкурентов – есть шанс, что бизнес пойдет в гору, а если нет, то это повод задуматься о том, а стоит ли вообще начинать. Конкурировать с фабричной продукцией крупных компаний вы не сможете: основными конкурентами станут другие частники и мелкие предприниматели.
Регистрация и оформление документов
Производству консервов соответствует код ОКВЭД 10.13 – раздел C. “Обрабатывающие производства”. Для налогообложения лучше выбрать УСН, но тут есть ограничения – количество сотрудников не должно превышать 100 человек (как штатных, так и работающих по договору подряда), в противном случае, УСН применить не получится.
Для более крупного производства лучше оформить ООО. Эта форма ведения бизнеса открывает больше возможностей для расширения бизнеса в будущем. Процедура регистрации юрлица с одним учредителем простая и бесплатная. Имеет смысл обратиться в любой крупный банк – если там открыт счет. специалист заполнит заявку и передаст все документы в ИФНС. Через несколько дней можно будет получить ЕГРЮЛ и Устав. Если учредителей несколько, то придется обращаться в специализированную фирму, услуги которой могут стоить от 15 000 руб. Также нужно зарегистрироваться в фонде социального страхования и Пенсионном фонде.
Если планируется продажа в магазине, то на продукцию нужно получить сертификаты безопасности в СЭС, а для производства нужно иметь разработанные и зарегистрированные ТУ и ТИ производства. Мясные и овощные консервы требуют соответствия ГОСТ Р 55572-2013, 34177-2017, 26183-84, 280-85 (для рыбных консервов). Необходимо разрешение от Роспотребнадзора и пожарных.
Читайте также: фасовка круп как идея для бизнеса.
Поиск помещения
На начальном этапе производства отдельное помещение может и не потребоваться, если объемы выпускаемой продукции невелики. Со временем, если будет принято решение о расширении, придется искать отдельный производственный цех. Требования будут различаться для мясных и овощных консервов.

Помещение для производства тушенки и консервов из мяса должно отвечать следующим требованиям:
- площадь 200 – 250 кв.м.;
- холодильные камеры;
- склад;
- административные помещения и комната для рабочих;
- наличие системы пожаротушения и пожарной сигнализации;
- производственная вентиляция и система кондиционирования воздуха;
- отопление, подвод воды и слив;
- наличие электроснабжения;
- стены, выложенные кафелем от пола до потолка;
- температура в разделочном цехе 12-15 градусов Цельсия.
Помещение цеха, в котором производятся овощные и фруктовые консервы должно отвечать следующим требованиям:
- площадь 100 – 120 кв.м.
- наличие холодильных камер, если предполагается работа с замороженными овощами и ягодами;
- овощехранилище для сырья;
- склад;
- административные помещения и комната для рабочих;
- наличие системы пожаротушения и пожарной сигнализации;
- производственная вентиляция и система кондиционирования воздуха;
- отопление, подвод воды и слив;
- наличие электроснабжения.
Закупка оборудования для производства консервов
Оборудование для производства консервов на начальном этапе можно найти на любой кухне. Сюда входят ножи для чистки и резки овощей, кастрюли из нержавейки для варки варенья или салатов, половники и шумовки, погружной блендер и т.д.
Когда производство расширяется, придется приобрести полуавтоматическую или автоматическую производственную линию, которая будет отвечать за весь процесс приготовления салата или варенья, от мойки и чистки до фасовки и упаковки готовой продукции.
Для производства мясных и овощных консервов требуются специфические линии. Производственная линия для тушенки обойдется, приблизительно в 3 000 000 руб. Можно купить оборудование с рук, но тогда нужно быть готовым к его частым поломкам, так как ресурс выработки у такого оборудования, как правило, почти истрачен. Чтобы наладить выпуск овощных консервов на поток, придется потратить около 2 500 000 руб.
Найм персонала
Небольшое производство по производству консервов, где есть производственная линия, потребует минимальный штат наемных сотрудников:
- бухгалтер – можно вести бухгалтерию самостоятельно или нанять сотрудника на аутсорс, чтобы сэкономить на выплатах в ИФНС и ПФР;
- менеджер по закупкам сырья, заключению договоров с фермерскими хозяйствами, поставщиками тары и т.п.;
- менеджер по продажам – он же маркетолог;
- кладовщик. Контролирует остатки сырья и продукции на складах;
- технолог – отвечает за соблюдение технологии;
- рабочие = 2-6 чел. Зависит от производительности линии;
- грузчики = 2 чел.;
- уборщик производственных помещений = 2 чел.;
- водитель – 1 чел., если планируется доставка готовой продукции в магазины.
Важно наличие медицинских книжек у всех сотрудников, имеющих доступ в цех. Также им выдается специальная рабочая форма одежды и головные уборы. При работе с пищевой продукцией – это обязательно.
Продвижение, реклама, каналы сбыта
Организационная форма ООО позволяет участвовать в тендерах на портале госзакупок, а это значит, что можно предложить свою продукцию для закупок санаториям, пансионатам, ФСИН и медицинским учреждениям, которые часто и в больших количествах закупают консервы, как мясные, так и овощные.
Возможные рынки сбыта:
- собственные торговые площади;
- сбыт в крупные торговые сети;
- реализация в розничных магазинах;
- продажа на рынках, базарах;
- торговля с автолавки;
- продажа через социальные сети и Авито;
- участие в выставках-ярмарках сельхозпродукции.

В зависимости от маркетингового бюджета рекламу можно заказать:
- в интернете;
- на радио;
- в региональных журналах/газетах;
- на баннерах и билбордах;
- на флаерах/визитках (их можно раздавать людям или раскладывать по почтовым ящикам);
- на автомобилях;
- в лифтах.
Выбор способа продвижения зависит от выбранных каналов сбыта.
Читайте также о переработке яблок.
Вложения и прибыль
Чтобы открыть мини бизнес по производству консервов в домашних условиях, на начальном этапе потребуется не более 50 000 руб. Если встанет вопрос о расширении, потребуется порядка 3 500 000 – 4 000 000 руб. на покупку сырья, оборудования, аренду цеха и найм персонала, регистрацию ООО. Если найти рынки сбыта, окупить вложения в мини производство можно уже в течение первых 2-3 месяцев работы.
Продавая домашнюю консервацию, можно выручить до 50 000 рублей в месяц, чистая прибыль может достигать 20 000 – 30 000 рублей. Выручка цеха по производству консервов может составить 300 000 – 500 000 рублей в месяц. Чистый доход с продажи одной банки – от 40 рублей (для овощных и фруктовых консервов) и от 50 рублей (для мясных консервов).
Выводы
Домашние консервы всегда пользовались спросом. Варенья, засолка и тушенка, приготовленные своими руками – экологический продукт, без добавления консервантов и усилителей вкуса, он не вызывает аллергии и гораздо вкуснее заводских консервов. Однако такое производство требует определенных навыков и соблюдения технологии, а также поиска каналов сбыта.
Читайте также про импортозамещение продуктов питания.