Эквайринг – что это такое?
Если говорить простыми словами, то эквайринг (от англ. Acquiring-приобретение) – это технологическая возможность платежей по безналу посредством пластиковых карт и бесконтактной оплаты. То есть тот, кто продает товары и услуги, имеет возможность принимать у покупателя оплату посредством дебетовых или кредитных пластиковый карточек, при помощи смартфона, где есть определенное программное обеспечение и связанные с ним гаджеты (браслеты или часы).
При таком безналичном способе оплаты денежные средства вначале приходят на счет банка-эквайера, а затем – продающей организации (компании).
Содержание
- 1 Как появился эквайринг
- 2 Как функционирует эквайринг: сразу несколько сложных межбанковских операций за секунды
- 3 Виды эквайринга
- 4 В чем выгоды и недостатки эквайринга
- 5 Из чего состоит стоимость эквайринга
Как появился эквайринг
В начале прошлого века на смену чекам, выписываемым вручную, пришли банковские карточки, изготовленные на плотной бумаге – продавец мог из них выписывать все данные покупателя непосредственно в расчетную квитанцию. Если планировалось очень дорогое приобретение, продавец проверял платежеспособность покупателя посредством телефонного звонка в банковское учреждение. Постепенно картонный кусок бумаги эволюционировал в более долговечную металлическую карту, где данные о владельце вдавливались в нее механическим путем.
В дальнейшем, к сороковым годам прошлого века, чтобы ускорить оформления платежей, были изобретены и задействованы импринтеры, которые производили оттиски – слипы с карт клиентов банка. Это были на то время надежные платежные документы, заверенные подписью покупателя. Они предоставлялись продавцами товаров в финучреждение для получения окончательного расчета (т.е. перечисления денег на счет продавца).
Компьютеризация и интернет дали возможность перехода всех платежных операций в онлайн. Теперь оплата с помощью привычной карты из пластика защищает продавца: если у покупателя на расчетном счету недостаточно денег, система считывает эти сведения и блокирует всю транзакцию.
Как функционирует эквайринг: сразу несколько сложных межбанковских операций за секунды
Участниками платежной операции по безналу посредством пластиковой карточки являются:
- компания – продавец;
- банк-эквайер – предоставляет платежный терминал и обслуживает р/с продавца;
- покупатель – делает приобретение по безналичному расчету;
- банк-эмитент – выпускает пластиковые карты, по которым происходит оплата.
Также необходима платежная система. Большая часть рынка эквайринговых услуг в мире работает с банками-членами MasterCard, Visa и JCB. В США широко распространены платежные карты «American Express». В РФ активно внедряется национальная система платежей «Мир». Работа и взаимодействие всех участников эквайринга происходит следующим образом:
- Карта (теперь еще и смартфон) покупателя передает на терминал сведения о платеже, которые поступают в процессинговый центр банковского учреждения-эквайера.
- Эквайер перенаправляет данные платежной системе, по которой карта работает. Происходит автоматическая проверка информации, например поиск покупателя в списках блокировки, счетов под арестом, прочее.
- Если выявлены нарушения или блоки, формирует отказ в проведении операции.
- Если транзакция одобрена – информация поступает обратно банку, выдавшему карту.
- Доступные денежные средства на покупательском расчетном счете сопоставляются со стоимостью производимой покупки.
- Параллельно перепроверяются риск мошенничества и соответствия ПИН-кодов.
- В итоге проведенных сверок генерируется ответ по транзакции, после чего сведения получает банк-эквайер и сразу передает их терминалу.
- Банковское учреждение покупателя получает удостоверение в прохождении суммы оплаты.
- Со счета покупателя снимаются деньги, которые поступают эквайеру, и в соответствующие договору сроки переводятся непосредственно продавцу.
Для покупателей все эти операции протекают за секунды. Деньги на обеспечение покупки автоматически резервируется на карте и становятся в дальнейшем недоступными. А вот на счета продавца денежные средства фактически поступают через несколько дней.
Виды эквайринга
Технология безналичной оплаты доступна в нескольких вариантах:
- Эквайринг торговый, применяется большинством торгующих и сервисных компаний: магазины, автомобильные заправки, предприятия общепита, аптеки, вокзалы, гостиницы, прочее. Суть заключается в использовании POS-терминалов, которые взаимодействуют с продавцом, покупателями и эквайером. Подключение осуществляется через интернет, GSM, Wi-Fi, GРRS – связь.
- Мобильный эквайринг функционирует посредством смартфона, к нему подключается картридер. На смартфоне должна быть установлена специальная программа, которая будет работать, как POS-терминал, и поддерживать связь с банком.
- Интернет-эквайринг – обеспечение виртуальных покупок с помощью интернета. При этом физически платежная карта не участвует, и не требуется никакого дополнительного оборудования. Необходимы лишь данные с карты, которые вводят в специальную онлайн форму на сайте, где продают товары и услуги.
Существует еще 4ATM-эквайринг, который работает посредством терминалов или банкоматов, через которые производят оплату всевозможных услуг – например, пополнение счет мобильной связи, интернет, ЖКХ, кабельное ТВ и прочее. Но некоторые специалисты исключают данный метод оплаты по безналу из системы эквайринга, так как отсутствует прямое или виртуальное взаимодействие продавца с покупателем. Чаще всего, здесь не обойтись без комиссионных за счет приобретателя услуг.
Читайте также, что лучше: ИП или ООО.
В чем выгоды и недостатки эквайринга
Покупатели получают от этой онлайн системы платежей исключительно выгоды и никаких затрат: все происходит автоматически и без снятия каких-либо комиссий. Все расходы по организации эквайринга на себя берет продавец товаров и услуг. Но это избавляет от расчетов наличными и связанным с этим дискомфортом, а также позволяет совершать покупки и оплачивать услуг онлайн.
Для организации-продавца эквайринг имеет следующие преимущества:
- Рост продаж. У покупателя не всегда есть наличные в достаточном для покупки количестве, но имеется платежная карта, поэтому не придется отказываться от желаемого приобретения. Так называема система кэшбэков поощряет оплату картами, что также стимулирует покупателей к безналичному расчету. Кроме того, по наблюдениям специалистов покупатель легче расстается со средствами на пластиковой карте, и результативность среднего чека по статистике больше, чем при расчетах кэшем. Прогнозируемый рост выручки после организации оплаты по безналу составляет до 10%.
- Сокращается время на обслуживание клиента, что существенно уменьшает очереди. Обработка платежа длится несколько секунд и списывается точная цифра денежных средств. Работник кассы не теряет времени на пересчет и проверку купюр, выдачу сдачи, что значительно ускоряет расчеты на кассе.
- Защита от поддельных купюр. Платежный терминал значительно сокращает оборот налички, тем самым снижает потери прибыли от фальшивок.
- Снижение рисков кражи денежных средств. При пользовании пластиковой карточкой исключен фактор ошибки кассира при выдаче сдачи и какие-то махинации.
- Снижение расходов на инкассу. Если весомая доля выручки – это безнал, то инкассаторские услуги будут дешевле.
- Улучшение уровня обслуживания. Комфорт покупателей — очевидное преимущество перед конкурентами для всякого предприятия, занимающегося торговлей.
И конечно же, эквайринг положительно влияет на имидж и хорошую деловую репутацию. Компания, использующая безналичную систему платежей, выглядит надежно и современно.
Нельзя не сказать о недостатках эквайринга
К основным проблемам эквайринга относят следующие:
- то, что нельзя полностью исключить технические сбои, которые могут возникнуть по причине качества интернета, по вине кредитной организации и прочее;
- расходы на приобретение (аренду) и сервис аппаратов, обеспечивающих техническую сторону эквайринга, — это проблема скорее малого бизнеса, где не всегда достаточный уровень продаж и поток клиентуры;
- нужно платить комиссионные от оборота безналичных: банкам эквайеру и эмитенту, а также использование платежной системы;
- средства приходят на расчетный счет продавца с опозданием из-за координационных межбанковских сложностей.
Если вы собираетесь подключать систему торгового эквайринга, обратите внимание на следующие аспекты
Прежде всего, необходимо проверить, хватит ли у продавца оборотных средств для пользования избранным банковским тарифом, и есть ли штрафные санкции за падение уровня оборота после запуска системы. Затем нужно уточнить временные рамки рассмотрения и принятия решения о предоставлении услуги.
Далее следует уделить внимание таким нюансам:
- Расходы на терминал. Некоторые банковские организации взимают плату только за приобретение/аренду оборудования, другие же берут средства за монтаж, наладку, тренинг, прочее.
- Техподдержка, сервис. Продавцу необходим круглосуточный доступ для обслуживания, даже если рабочий график торгового предприятия имеет ограничения.
- Адаптация к системам платежей. Идеально, если терминал принимает большинство платежных систем, а не только широко известные.
- Перспектива бесконтактных платежей. Технология Contactless внедрена не в каждый терминал, об этом нужно знать заранее.
- В течение какого времени деньги поступают на банковские счета продавца. Транзакция может длиться от одного до десяти дней. Поэтому нужно уточнять максимальные сроки, указывать их в договоре, наряду с ответственностью финансового учреждения за нарушение таковых.
Из чего состоит стоимость эквайринга
Чтобы подключить услугу, нужно купить терминал и заключить договор с банком-эквайером. Все расходы включают:
- приобретение оборудования — банк предоставляет терминалы, настраивает их и обеспечивает техподдержку;
- комиссионные платежи за каждую транзакцию в объеме 1,3–3,5 % от стоимости купленного товара.
В сумму комиссионных входят отчисления банку, обеспечившего покупателя картой. Размер зависит от системы платежей, протоколов безопасности, местонахождения финучреждений, участвующих в эквайринге, а также от ассортиментной ниши (пищевые или промышленные товары, быттехника или детские товары, другое), статуса платежной карты, размером оборота торговой компании.
В комиссионные входит и процент банка-эквайера, который им устанавливается и закрепляется договором. Также из комиссионного сбора получает свою долю система платежей. Сумма зависит от общего числа фин операций за определенный отчетный период.
Эквайринг удобен и выгоден для клиента, а в большинстве случаев – для предпринимателя, который работает в сфере розничных продаж. Сейчас у многих людей нет на руках наличных, поэтому им нужно предоставить возможность безналичной оплаты, – в противном случае клиент откажется от покупки. Единственное исключение – это малое количество безналичных платежей; в таком случае предпринимателю может быть невыгодно оплачивать все комиссии банку, выпустившему карту, банку-эквайеру и платежной системе.
Читайте также: как получить грант на запуск или развитие бизнеса.