Самозанятый и аренда помещений
Специальный режим налога на профессиональный доход все еще вызывает множество вопросов, поскольку он остается новым налоговым режимом для россиян. Как правило эти вопросы возникают уже в ходе хозяйствования, и ответы на них приходится искать на практике. У тех, кто решил заняться предпринимательством в статусе плательщика НПД, может возникнуть вопрос: можно ли арендовать помещение самозанятым для работы, а не для личных целей. Попробуем разобраться.
Содержание
- 1 Закон и право самозанятого заключать договоры на аренду помещений
- 2 Аренда недвижимости и деятельность самозанятого
- 3 Особенности аренды помещений самозанятыми
- 4 Размер налога НПД и аренда помещения
Закон и право самозанятого заключать договоры на аренду помещений
Российский гражданский кодекс обеспечивает полную свободу договорных отношений между сторонами. То есть все дееспособные граждане, физические и юридические лица имеют законное право заключать договоры любого характера (ст.29,30 и 421 ГК РФ). К тому же содержание ст.651 ГК, которая регламентирует порядок заключения договоров на аренду, не включает особых ограничений или дополнительных требований к сторонам. Что касается положений в законе, касающихся статуса самозанятого, там тоже не заложено никаких ограничений, связанных с использованием помещений.
Поэтому лица, оформленные в налоговой службе плательщиками проф налога, могут арендовать как жилые, так и нежилые квадратные метры, причем и для личного использования, и в качестве рабочих помещений.
Аренда недвижимости и деятельность самозанятого
Не существует строго обозначенных ограничений для аренды плательщиком НПД нежилых площадей, чтобы оказывать на них услуги или торговать. Но есть некоторые правила для помещений, которые используются в предпринимательской деятельности.
За соблюдением требований к зданиям и помещениям, в которых ведется бизнес, следят различные гос.органы: санитарный контроль, эпид.надзор, пожарная инспекция и прочее.
А вот непосредственно контролирующие органы могут ограничивать возможности самозанятого для использования помещений в той или иной бизнес-сфере. Возможны следующие варианты:
- Помещение для оказания услуг. Например, самозанятый организовал курсы иностранного языка для детей, и хочет для этого арендовать помещений. Поскольку речь идет о детях, для эксплуатации помещения придется брать разрешения в Роспотребнадзоре и проходить проверку СЭС. Но плательщик проф налога не сможет получить одобрения от данных госорганов, так как последние имеют право сотрудничать только с ИП или ООО. Из этой ситуации только один выход: перейти из статуса самозанятого на индивидуальное предпринимательство с режимом НДП.
Однако, если самозанятый проводит обучение совершеннолетних граждан, то для использования помещения специальные допуски не понадобятся. Вообще с оказанием услуг самозанятым много нюансов, в том числе и с арендой площадей. Например, мастер маникюра не имеет права брать в наем помещение для оказания услуг,не имея статуса ИП, так как необходимо предварительно проходить проверки СЭС и МЧС, которые с самозанятыми не сотрудничают. Но в качестве альтернативы самозанятый может снять кабинет в салоне красоты, который, как арендодатель, проходит все контрольные проверки госорганов.
Точно также может поступить массажист или мастер маникюра/педикюра.А вот самозанятый парикмахер не имеет законной возможности снять помещение под свои услуги, потому что не имеет статуса ИП, и нанять на работу других специалистов также не имеет права (это запрещает статус самозанятого).
- Помещения для продаж. Самозанятый может заниматься реализацией продукции исключительно собственного производства и для этого арендовать торговые площади. Удобнее всего это делать в зданиях, где есть другие точки продаж. В таком случае все проверки государственных контролирующих органов на себя берет хозяин площадей – арендодатель.
- Офис для самозанятого фрилансера. Веб-дизайнеры, копирайтеры, SEO-, SMM специалисты, программисты и прочие профессионалы на фрилансе могут брать в аренду недвижимость ради более продуктивной работы вне дома. В таком случае ограничений нет, кроме одного – самозанятый не должен нанимать сотрудников. Но тут стоит «семь раз отмерить», так как единоличная аренда помещения может оказаться убыточной для бизнеса самозанятого. Сейчас для фрилансеров есть прекрасный альтернативный вариант – аренда места для работы в коворкинге. Снять для себя рабочее пространство в таком офисе намного дешевле, и сделать это можно на длительный срок.
Таким образом можно сделать вывод, что российское законодательство разрешает самозанятым снимать недвижимости для работы, но при условии, что не будут привлекаться наемные сотрудники, а сама деятельность не входит в категорию подходящих только для индивидуального предпринимательства.
Читайте также, что могут продавать самозанятые на Озон.
Особенности аренды помещений самозанятыми
Аренда нежилого помещения закрепляется соглашением (договором), которое регулирует взаимоотношения между арендатором и арендодателем. Документ оформляется в письменном виде и заверяется подписями сторон. В договоре должны быть указаны:
- предмет договора – в данном случае нежилое помещение;
- сумма оплаты аренды;
- срок действия сделки.
Обычно соглашение об аренде имеет стандартный формат, но в данном документе необходимо отметить то, что:
- Арендатором выступает плательщик налога на профессиональный доход, чья деятельность регламентируется законом от 27.11.18 г.№422-ФЗ.
- Целью аренды является: нужное указать – продажа продукции собственного производства, оказание услуг, офис, то есть все, что закон позволяет самозанятому.
Все остальные особенности и условия указываются по желанию сторон.
Если срок аренды помещения менее года, то договор об этом не требует регистрации в органах Росреестра. В иных случаях такая регистрация согласно закону обязательна.
Читайте также, как перейти из самозанятого на ИП.
Размер налога НПД и аренда помещения
В отличие от других видов налогообложения, режим НПД не дает возможности уменьшить налоговую базу. Расходы, которые несет самозанятый в связи с оплатой аренды, не учитываются при расчете размера налогооблагаемого дохода. Это касается не только затрат на арендуемые помещения, но и вообще любых расходов на бизнес плательщика проф налога. Для себя самозанятый может вести учет доходов и расходов с целью отследить рентабельность своей работы, но на размере налогов это никак не скажется.
Таким образом, в большинстве случаев самозанятый гражданин может арендовать помещение для своего мелкого бизнеса, если только специфика его деятельности не требует получения разрешений от СЭС и Роспотребнадзора.
Читайте также, какие услуги может оказывать самозанятый.