Благотворительный фонд как бизнес
Благотворительность – это адресная помощь нуждающимся: людям, объектам культурного наследия, событиям. А благотворительные фонды – главный инструмент оказания благотворительной помощи. На их специальных банковских счетах содержатся вклады меценатов, которые потом перечисляются нуждающимся. Работа фондов предполагает возможность использования налоговых льгот. Разберем, как открыть благотворительный фонд и как работают такие организации.
Содержание
- 1 Создание благотворительного фонда
- 2 Открытие и регистрация фонда по сбору денег
- 3 Как работает успешный благотворительный фонд
- 4 Способы заработать на благотворительном фонде
- 5 Налогообложение благотворительного фонда
- 6 Бизнес план благотворительного фонда
Создание благотворительного фонда
Перед тем, как открыть фонд, нужно выбрать направление деятельности. Фонды могут помогать иметь разные специализации, среди всех прочих нужно выбрать одну: нельзя сначала оказывать содействие в реконструкции исторического здания, потом помогать детям-сиротам или бездомным.
Денежная отчетность – важная составляющая работы благотворительного фонда. Она контролируется государством. Для начала работы нужно заручиться финансовой помощью меценатов, грантодателей, иных жертвователей. Они будут составлять бюджет организации: без этого фонд не сможет существовать.
Как только направление помощи выбрано и найдены партнеры, можно задумываться о практике. Начать с названия фонда – оно должно соответствовать сути деятельности.
Следующие шаги:
- разработка и оформление уставных обязательств;
- подбор персонала;
- создание собственного сайта;
- маркетинг;
- поиск волонтеров.
Открытие и регистрация фонда по сбору денег
Прежде всего благотворительный фонд надо зарегистрировать. В основном в качестве формы регистрации используют общественную организацию, фонд или же учреждение. Учредителями фонда могут быть либо простые граждане (физлицо), либо организации (юрлицо).
Пакет документов для регистрации благотворительного фонда:
- Заявление учредителя по форме Р11001.
- Квитанция по оплате госпошлины (она составляет 4 000 рублей).
- Учредительная документация.
- Решение на предмет создания фонда.
- Данные об учредителях.
- Документ с закрепленным за фондом адресом.
Благотворительный фонд – обычно некоммерческая организация, поэтому сведения о его регистрации нужно подавать в Министерство Юстиции, а не в налоговую инспекцию. Именно Юстиция курирует работу некоммерческих учреждений.
Однако фонд может заниматься и предпринимательством на основе устава коммерческой организации и разрешения ФЗ “О благотворительной деятельности”. Можно создать ОАО или ООО. Но возможности получения доходов все равно ограничены – 80 % дохода будет переводиться на финансовую помощь нуждающимся. Решение о регистрации коммерческого благотворительного фонда принимает налоговая инспекция.
Законодательство настаивает на создании двух органов в благотворительной организации: исполнительного и коллегиального, причем устав должен четко разграничивать их обязанности.
Распределение пожертвований на счету фонда осуществляет попечительский совет. Он состоит из постоянных партнеров-благотворителей, учредителей и иных, заинтересованных в работе фонда людей. Часто в попечительских советах можно увидеть фамилии знаменитых актеров, певцов, деятелей шоу-бизнеса.
Как работает успешный благотворительный фонд
Реальную помощь фонд будет приносить только при условии, что в нем трудятся профессиональные сотрудники.
Штат благотворительного фонда:
- Директор. Его обязанности состоят в разработке стратегии и миссии предприятия. Также директор отвечает за формирование бюджета и контролирует деятельность фонда в целом.
- Проект-менеджер. Этот человек должен искать благотворителей, спонсоров. Он же разрабатывает концепции того или иного благотворительного мероприятия, ведет переговоры о его проведении, и реализует все. Проект-менеджер отвечает за смету, подбор подрядчиков и реквизит.
- Главный бухгалтер. Отчеты о расходах, учет собранных денег, контроль адресного распределения средств – его обязанности.
- Социальный сотрудник. Обязан принимать заявки на оказание помощи, проверять их достоверность.
- Маркетолог. Придумывает и распространяет рекламу о работе фонда, проверяет результативность деятельности, сотрудничает с подрядчиками.
- Юрист. Ценный сотрудник для благотворительного фонда. Составляет и проверяет все документы о сборе и вложениям средств фонда.
На условиях аутсорсинга в фонде могут работать бухгалтеры, копирайтеры, администраторы сайта, юристы. При запуске организации официально в штат можно включить только нескольких специалистов, остальных – нанять по договору, а со временем сформировать стабильную команду.
Чтобы сделать работу фонда успешной, нужно пригласить к сотрудничеству как можно больше спонсоров. Искать их стоит в первую очередь среди знакомых. Подумайте, кто может быть заинтересован в вашей инициативе.
Формат помощи фонду может быть не только денежным – это могут быть материалы, вещи, мебель, путевки и т.д. Это может быть волонтерская помощь – личное участие в работе.
Продвигать благотворительный фонд надо также при помощи маркетинговой кампании. В первую очередь надо создать сайт организации. Чем большее количество людей будет знать о вас, чем проще найти информацию о фонде – тем больше средств можно получить. Для того, чтоб сделать сайт, не обязательно платить специалисту. При помощи конструктора его можно создать самостоятельно.
Обязательно зарегистрируйтесь в соц сетях. О вас и вашей работе узнает огромное количество людей, среди них тоже могут найтись спонсоры.
Подготовьте краткое, но обстоятельное обращение на листовках с указанием направления деятельности и своих контактов. Оставьте их на ресепшене в спортивных школах, кино, заведениях дополнительного образования и т.д.
Главное при поиске единомышленников – быть честными: в разговоре, в видео обращениях, в СМИ. Искренняя заинтересованность и желание помочь отзовутся в сердцах ваших собеседников.
Все средства, поступающие на счет фонда должны расходоваться в двух направлениях – оказание помощи, ради которой он создавался (80 %) и собственные нужды: зарплата сотрудникам, ремонт помещения, и др. (20 %).
Способы заработать на благотворительном фонде
Способы заработка фонда делятся на честные и серые схемы. Все пожертвования в фонд бывают целевыми и нецелевыми. Из нецелевых сборов фонд может легально взять 20% на оплату собственных нужд. Также фонд может организовать некую деятельность, на которой можно заработать – скажем, пошив игрушек для детей. Разница между себестоимостью и ценой продажи составить заработок фонда, часть из которого фонд также может забрать. Иногда благотворительные фонды идут на “серые” схемы, указывая некорректные цифры в официальных отчетах и получая разницу в конверте в качестве “отката”.
Участие в социальных проектах помогает фонду заработать. Самым простым способом привлечь побольше людей к благотворительности и получить прямой экономический эффект считаются социальные акции, они же повышают процент рентабельности. Скажем, сеть магазинов игрушек может провести акцию в помощь детским домам. Для участия в ней нужно купить товары для малышей и оставить в специальных контейнерах у кассы.
Очень большую популярность приобретают “подвешенные” заказы. Это те, что оплачены в кафе или кофейне и оставлены следующему посетителю, какому-то конкретному или случайному. “Подвешивать” можно любые услуги разных досуговых или спортивных центров.
Налогообложение благотворительного фонда
Благотворительный фонд должен стоять на налоговом учете. Налоговая инспекция регистрирует устав фонда, предоставляет номер и выписку из госреестра в течение семи суток. Далее учредителю фонда нужно оформить доверенность ИФНС, выбрать обслуживающий банк и открыть в нем специальный счет.
Особенность налогообложения благотворительности состоит в суженной базе. Это значит, что взносы в нее не входят – нужен корректный и грамотный бухучет. Поэтому стоит позаботиться о том, чтобы в фонде работал грамотный бухгалтер с опытом.
Если по уставу благотворительный фонд – коммерческая организация, можно зарегистрировать ее в форме ИП и выбрать упрощенную систему налогообложения. Для этого в налоговую подается заявление с избранной налоговой ставкой 6 % совокупных доходов либо 15 % – разность доходов и издержек.
Потом нужно будет зарегистрировать ИП в статоргане, фонде социального страхования и пенсионном фонде. Если вы – некоммерческая организация, отчетность будет заметно проще: без подачи документов в пенсионный фонд и с нулевыми налогами.
Бизнес план благотворительного фонда
Кратко о бизнес планировании благотворительно фонда можно сказать, что открыть его можно минимальными вложениями. Об этом расскажем в комментариях к таблице:
Наименование |
Средняя стоимость, руб |
Минимальная стоимость, руб |
Регистрация |
10 000 |
4 000 |
Арендная плата за помещение |
15 000 |
100 |
Закупка оборудования и мебели |
200 000 |
0 – 50 000 |
Зарплата сотрудникам |
100 000 |
0 |
Реклама |
20 000 |
0 |
Создание сайта |
25 000 |
5 000 |
Итого |
370 000 |
9 100 – 59 100 |
Комментарии:
- Регистрация. Если обойтись без помощи юриста или найти волонтера, можно ограничиться оплатой гос пошлины.
- Аренда помещения. Можно найти благотворителя, который на безвозмездной основе согласится предоставить помещение для работы фонда. Но символическая плата за аренду обязательна – это одно из условий регистрации благотворительного фонда.
- Закупка мебели и оборудования. Снова можно прибегнуть к помощи благотворителя, либо купить не новое оборудование и мебель по минимальной стоимости.
- Зарплата сотрудникам. Кроме наемных работников, у вас могут работать волонтеры.
- Реклама. В самом начале работы фонда можно обойтись без нее, или воспользоваться бесплатной, создав аккаунт в соц сети.
- Сайт. Если вы будете делать сайт самостоятельно, то заплатите только за регистрацию домена и пользование конструктором.
Таким образом, даже имея на старте менее 60 тысяч рублей, можно запускать благотворительный фонд. Потом на 20 % собранных средств можно масштабировать дело, сделать рекламные листовки, нанять дополнительных сотрудников.
Благотворительность – это круговая помощь: с одной стороны – тем, кто, в ней нуждается, с другой – самим благотворителям, которые имеют положительную репутацию за счет участия в социальных акциях. Запустить небольшой благотворительный фонд несложно, если располагать хотя бы небольшим стартовым капиталом и найти хотя бы нескольких меценатов и волонтеров.